Программа деятельности
историко-краеведческого музея
МБОУ Машуковская СОШ
Пояснительная записка.
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю. Одним из условий успешного разрешения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей – это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной или коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и писание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея – все это является важным средством документирования истории родного края. Школьный музей является одной из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающий сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов источников по истории природы и общества, имеющий воспитательную и научно-познавательную ценность. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа в школе ведется уже в течении нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историческом музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомится с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомится с приемами собирательной и музейной работой через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
Цель, задачи и основные принципы осуществления программы.
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- развитие их творческих способностей;
- приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям своего народа, привитие чувства любви к родному краю;
- воспитание у обучающихся гражданственности и патриотизма;
- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
- формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
- принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
- принцип совместной деятельности учащихся;
- принцип целесообразности («все делать с пользой»);
- принцип творческого отношения к делу.
Срок реализации программы – 5 лет.
Направление программы
1. Поисково-исследовательская деятельность
2. Учет и хранение фондов
3. Экспозиционная деятельность
4. Просветительская деятельность
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
- экспедиционный сбор;
- прием даров и случайных поступлений;
-Такая работа позволит:
- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
- обобщить изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
- участвовать в мероприятиях связанных с историческим краеведением;
- создать фонд фотографий
Основные формы работы:
- Экспедиции по местам, относящихся к памятникам истории, природы и культуры региона.
- Переписка с интересными людьми – выходцами из деревень нашего края, выпускниками нашей школы и организациями, людьми, связанными с историей региона.
- Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы.
- Проведение исследовательских работ.
- Проведение мероприятий по краеведению
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
- правильно оформить основную музейную документацию (книги поступлений основного фонда и книгу учета научно-вспомогательного материала, а также акты приема материалов и предметов);
- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
- организовывать прием и выдачу музейных предметов;
- обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления – способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
- учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
- использовать в работе выставки-передвижки;
- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых легко можно заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников. Созданная экспозиция школьного музея должна стать центром просветительской работы в школе и на селе.
Просветительская работа
Главная задача данного направления – вовлечение в работу значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
- продолжить обучение учащихся методом поисково-исследовательской работы;
-проводить в музее совместные мероприятия: встречи; вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии др.;
- использовать материалы музея на уроках истории, НРК, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
- организовать на базе музея районных семинаров учителей истории, краеведения, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе.
Главный критерий повседневной работы музея – это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Участники программы
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.
Основные этапы реализации программы
Первый этап – информационно-познавательный.
На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея, учащиеся овладели основными краеведческими понятиями.
Второй этап – операционно-деятельностный
На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап – практико-ориентационный.
Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
Управление программой
Предполагаемые результаты реализации программы
- Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитанию чувства любви к Родине.
- Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению истории родного края. Работа по этой программе может сформировать у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
- Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, деревни.
Положение об историко-краеведческом музее
МБОУ Машуковская СОШ
1. Общие положения
1.1. Школьный музей (далее – музей) является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников культуры, истории и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами.
1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся. Деятельность музея регламентируется настоящим положение, утверждаемым руководителем образовательного учреждения.
1.3. Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой деятельности, общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и пропаганды материалов по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
1.4. Обязательными условиями для создания школьного музея являются:
- наличие музейного актива из числа обучающихся и педагогов;
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
- помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
- музейная экспозиция; положение о музее, утвержденное руководителем образовательного учреждения.
1.5. Основными направлениями деятельности музе являются:
- Сбор информации о природе, истории и культуре родного края;
- Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию социализации обучающихся;
- Организация культурно-просветительской, методической, информационной работы;
- Содействие в развитии детского самоуправления.
В основе поисковой деятельности музея лежит краеведческий принцип.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства;
2.2. Музейный предмет – памятник материальной духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированной в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание – научно-организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных экспонатов.
2.6. Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
3. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея.
3.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
- учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
3.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственников в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
3.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
3.4. Хранение в музее взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
3.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
3.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей или архив.
4. Руководство деятельностью школьного музея.
4.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
4.2. Директор школы:
- осуществляет непосредственный контроль организации деятельности музея;
- назначает приказом по школе руководителя музея из числа педагогических работников;
- несет ответственность за обеспечение условий сохранности музейного фонда;
- руководит формированием единой системы использования школьного музея в образовательном процессе.
4.3. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея.
4.4. Руководитель музея:
- занимается вопросами комплектования музейного фонда;
- организует работу активистов школьного музея, осуществляет поисковую, фондовую, экскурсионно-выставочную и научно-исследовательскую деятельность;
- ведет в инвентарной книге учет музейных предметов, обеспечивает их систематизацию, сохранность и экспонирование;
- обеспечивает связь школьного музея с музеями района, края, Российской Федерации, учредителем, образовательным учреждением, учреждениями науки и культуры и общественными организациями.
4.5. Текущую работу музея осуществляет актив музея.
4. Реорганизация (ликвидация) школьного музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем в соответствии уставом образовательного учреждения и по согласованию с вышестоящими органами управления образованием.
|